Тема номера / 01.02.2021

О дистанционном обучении

Весной 2020 года в Мытищинском филиале МГТУ им. Н.Э. Баумана студентов и преподавателей всего за одну неделю перевели на дистанционное обучение. Толчком к такому быстрому переходу стала реализация приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397, который предписывал вузам организовать дистанционное обучение.

Уже 19 марта 2020 года каждый преподаватель и студент филиала получил доступ к системе дистанционного обучения с возможностью единой среды общения: учебные форумы, личные сообщения, рассылки и новости. Оставалось только разместить дисциплины с образовательным контентом, в соответствии с рабочими программами.


В короткие сроки, ещё до начала загрузки данных студентов и преподавателей в электронную образовательную систему (ЭОС), совместно с заведующими кафедрами был разработан шаблон дисциплин. Шаблон содержал необходимую информацию по преподаваемой дисциплине, группам студентов, которым она назначалась. Также формы контроля, задания и материалы для изучения (учебные и учебно-методические пособия, справочные материалы, руководства, методики, интернет-ресурсы, ГОСТы), которые мы планировали загружать в электронные курсы, чтобы в будущем иметь полноценную статистику по их просмотрам. На сегодняшний день материалы загружены по 512 дисциплинам, что составляет более 90%.

Хочется отметить, что даже у преподавателей, которые впервые столкнулись с ЭОС, а их более 70%, не возникло никаких сложностей с работой в личном кабинете преподавателя.

С помощью ЭОС реализована возможность общения между студентами и преподавателями через личные сообщения, форум, новостные рассылки и многое другое. В день на проверку отправляется в среднем 730 заданий.

Летние практики проводились в сложившейся обстановке в основном в дистанционном режиме. Были подготовлены приказы, индивидуальные задания студентам, методические материалы, которые размещались в ЭОС. Каждая кафедра подходила к проведению практик в этом году индивидуально с учетом их особенностей и технических возможностей. Преподаватели готовили дополнительные методические материалы для обеспечения проведения практик и размещали их в системе. По итогам прохождения практики студенты готовили отчеты и размещали их в ЭОС для проверки преподавателем. Защита отчетов по практикам так же проводилась на данной платформе.

Технология подготовки выпускных квалификационных работ (ВКР) в этом году тоже поменялась и проводилась кафедрами также в дистанционном режиме с обязательной проверкой на объём заимствования. Не обошлось без технических трудностей, но факультеты успешно их преодолели и провели защиту ВКР на должном уровне.

На сегодняшний день электронная образовательная система устойчива и работает, занятия и сессия проводились по расписанию!

Заместитель директора по учебной работе, д. т. н. Макуев В. А.
Начальник учебного отдела, к. с.-х. н. Васильев С. Б.
Ведущий программист Ермаков А. А.


Внеучебная занятость

Если меня спросят: «Какой внеучебной деятельностью ты занимаешься, пока обучение проходит дистанционно?», то я смогу заговорить человека на целый день.

Как студент, который добирается до университета на общественном транспорте около 2 часов, я могу сказать, что дополнительные 4 часа в день — отличный подарок для студента. Просто представьте: каждый день у вас есть дополнительные 4 часа на ваши повседневные дела. Вы можете подольше поспать, навести порядок в доме и просто отдохнуть вечером за увлекательным фильмом.

Сколько людей — столько и интересов. Каждый студент может сам выбрать способ проведения своего досуга. Главное — не забывать об учёбе!


Мой стандартный день во время дистанционного обучения выглядит следующим образом: после пробуждения, умывания и завтрака я играю в компьютерные игры, смотрю фильмы или читаю какие-нибудь новости. Ближе к обеду я начинаю заниматься учёбой, и это может длиться до позднего вечера. Если работы немного, то ближе к 7 часам вечера я уже полностью свободен и готов к новым свершениям. Оставшееся время я провожу либо со своими одногруппниками, используя программы видеосвязи, либо играю на гитаре или пианино.

На самом деле в период дистанционного обучения возможности студента крайне велики. Необходимо найти баланс, который позволит вам без проблем закрыть семестр и не чувствовать себя непродуктивным.

Наумов Сергей, студент группы К3-33Б.


Сессия

Что я могу сказать о сессии во время дистанционного обучения? Поначалу ты не понимаешь, хорошо это или плохо. Во время дистанционного обучения весной эффект интриги с форматом сессии сохранялся до последнего. Каждый студент нашего университета не мог понять, к чему готовиться: к старой и доброй очной сессии или к пугающей дистанционной сессии. Наконец узнав, что сдавать сессию нам предстоит у экранов своих компьютеров и ноутбуков, мы стали взвешивать все плюсы и минусы ситуации.

Естественно, ты понимаешь, что во время экзамена можно очень удобно расположиться в уютных стенах своей комнаты, где ничто тебя не тревожит. Однако домашняя обстановка серьёзно рушит учебную продуктивность. Организм настолько сильно отказывается учиться дома, что для многих студентов в результате самоизоляции ситуация с сессией обострилась. Именно поэтому крайне важно организовать себя с самых первых дней дистанционного обучения.


Также меня постоянно посещали мысли о том, как преподаватели отнесутся к сессии в режиме онлайн. Позже выяснилось, что для преподавателей данный формат проведения экзаменов и зачётов был таким же новым, как и для студентов. Но все прошло благополучно.

Главный совет тем, кому сдавать экзамены дистанционно предстоит впервые: не бойтесь напоминать о себе преподавателю. Задавайте вопросы в личных сообщениях, отправляйте задания в электронную образовательную среду вовремя, тогда ваша сессия пройдет успешно!

Савельев Иван, студент группы К1-51Б.


Онлайн-лекции

С появлением в нашей жизни COVID-19 студенты и школьники всего мира узнали, что такое дистанционное обучение и онлайн-лекции. И хотя данный формат занятий существует уже достаточно давно, пользоваться огромным спросом он начал именно сейчас.

Как и любой другой студент очной формы обучения, я столкнулась и продолжаю сталкиваться с проведением лекций в дистанционном формате. В этой статье я хочу поделиться своим мнением на этот счёт, разобраться, в чём преимущества и недостатки занятий во время дистанционного обучения. И всё не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

В век высоких технологий молодому поколению привычно и удобно пользоваться Интернетом. Но так не скажешь о наших преподавателях, которые помнят времена, когда рефераты и дипломы писали ещё от руки. Они привыкли к занятиям в очной форме, а новые реалии жизни вынуждают их перестраиваться и вести пары в новом формате.


Пожалуй, это одна из самых главных проблем данного формата обучения. Некоторые преподаватели впервые столкнулись с дистанционным обучением и не сразу смогли адаптироваться к дистанционной форме преподавания, поскольку такое обучение непривычно абсолютно для всех.

Другая проблема дистанционного обучения — слишком расслабленная домашняя обстановка. Конечно, ни для кого не секрет, что студенты посещают университет, чтобы полностью сосредоточиться на материале. Только в учебном заведении вырабатывается дисциплина. Когда студент сидит дома в тёплой пижаме и удобных тапочках, с кружкой горячего чая, ему приходится заставлять себя сделать выбор: заняться учебой или отдохнуть. Концентрироваться в таких условиях гораздо сложнее. Студенты стали более расслабленными.

Но несмотря на все эти недостатки, у онлайн-лекций есть ряд очень важных преимуществ. И первое — домашняя расслабленная обстановка. Согласитесь, лекцию слушать приятнее, находясь в комфорте. Второе — чтобы собраться на лекцию в 9:00, можно поставить будильник на 8:40. И ты не опоздаешь. Звучит очень хорошо, не правда ли?

В конце хочу сказать, что нам всем придётся смириться с тем, что наша жизнь никогда не станет прежней. Хорошо это или плохо? Каждый решит для себя сам. Но всегда нужно помнить о том, что благодаря таким привычным для нас вещам, как онлайн-лекции, кинотеатры, концерты и прочее «онлайн», мы сохраняем жизни миллиону людей и продолжаем двигаться только вперёд!

Мелихова Вероника, студентка группы ЛТ8-11М .


Онлайн-лекция: по другую сторону экрана

Мой предмет это Культурология. И онлайн формат дал возможность проводить занятия по данной теме более наглядно. Онлайн требует от лектора динамичности и интерактивности: таблицы, слайды, фон. Можно читать лекции из музея Ван Гога в Амстердаме, а через 10 минут оказаться в усадьбе Шереметьевых.

Но невозможно одинаково интересно рассказывать лекции студентам с разной степенью заинтересованности в учебном процессе и с разным уровнем восприятия материала. Поэтому, по моим личным наблюдениям, контент должен быть максимально компактным, так как трудно удержать внимание студента два часа у монитора. Идеальное соотношение это один лекционный час. Где 35 минут занимает материал и 15 минут обсуждение.

К сожалению, большая часть студентов, не воспринимает дистанционное обучение всерьёз. Дистанционка для многих повод заниматься во время учёбы своими личными проблемами и делами. Уже после двух-трёх занятий в формате онлайн, на которых студенты скрывались за аватарками, возникло стойкое желание отключить и своё видео, так как непонятно, есть ли обратная связь и слушают ли тебя. Отключив своё видео, студенты начинают бездумно читать ответы на вопросы с заранее заготовленных листов, со временем так привыкая к такому, что перестают анализировать и вникать в материал предмета.

Наверное, в этом кроется самая главная проблема онлайн обучения. Во время дистанционного обучения ответственность за свои знания больше ложится на студента. Поесть булочки у экрана это приятно и комфортно. Но задача получить знания, которые нужны студенту, чтобы стать хорошим специалистом, должна быть в приоритете.


Преподаватель и студент по разные стороны экрана должны стать союзниками в такое непростое время. Мотивация вот то, что скрепляет и студента, и преподавателя во время онлайн занятий. И если для студента мотивирующим фактором посещения занятий является интересная и полезная лекция, то и для преподавателя желание студента учить и узнавать новое является стимулом к взаимодействию со студентом в онлайн формате.

А в целом, уроки дистанционного обучения получены, ошибки проработаны и исправлены. И, несмотря на плюсы такого формата, пустые аудитории любимого вуза, гулкие коридоры без студентов, как немой крик на картине Мунка, отзываются в сердце каждого преподавателя. Поэтому, до скорых встреч!

Зубкова Т. В., преподаватель кафедры К7.